top of page

3. Эпизод Третий. Железный путь. Гипертекст.


Владимир Опара "Железный путь", Москва, 1991 год

Мои картины, объекты, инсталляции библейского цикла - это попытка уйти от иллюстративности, найти необычную, возвышенную, выразительную форму, найти новый пластический язык. "Ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом; а кто пророчествует, тот говорит людям в назидание и утешение". Начало этого библейского текста поразило меня - "ибо кто говорит на незнакомом языке..." В этом я увидел оправдание моих поисков новых изобразительных средств, выразительных форм. Этот текст стал эпиграфом к моей инсталляции "Железный путь"(1991). Как у меня возник этот образ - "Железный путь"? Я искал помещение под мастерскую, пришёл в отдел культуры Железнодорожного района Москвы. Поинтересовался могут ли помочь. Нет, не могут. И спрашивают меня, могу ли я им помочь. А я-то чем могу помочь? Выясняется: из райкома партии делают выставочный зал, деньги на переоборудование помещения чудесным образом потрачены и ничего не сделано. Ни света нет, ни экспозиционных поверхностей нет. А как картины вешать? - удивлялся заведующий отделом культуры. Пошли смотреть помещение. Действительно, мраморные стены и непонятное райкомовское освещение, не для стен конечно. Мраморные огромные лестницы, мраморные ступени, всё мраморное, в общем нет никаких экспозиционных площадей. Меня это разозлило. Деньги потратили и ничего не сделали, а теперь из ничего хотят сделать всё. И я заведующему говорю, а ты рельсы здесь проложи, узкоколейку, паровозик запусти, будешь ездить и в гудочек гудеть, район Железнодорожный, всё концептуально. Он обиделся, а я ушёл. И пешком пошёл в Ховрино, где мы квартиру снимали крохотную, вот почему мастерская мне нужна была. Иду и вдруг перед моими глазами сложилась картинка, очень подробная - инсталляция из рванного металла, рельсы и всё остальное среди мрамора, а внутри инсталляции живопись авангардная, объекты, и свет в глаза светит, как ночью это бывает на захолустных железнодорожных станциях, и это железный путь, путь нашей страны непонятно куда. Я пришёл домой и позвонил заведующему. Знаю как сделать. Я сделаю инсталляцию, а в ней будет размещена живопись. Он очень обрадовался. Нужны деньги на инсталляцию и мы пошли в Коммерческий банк Индустрия-Сервис. Руководству банка моя идея очень понравилось. Банк согласился финансировать мою инсталляцию. Инсталляция "Железный путь", 900 квадратных метров, состояла из рельсов, деталей электровозов, графита, меди, угля, искорёженного ржавого металла и была размещена в пространстве из трёх уровней, в бывшем райкоме партии наспех превращённого в выставочный зал после начала перемен в политической системе страны в 1991 году. Пространство моей инсталляции было заполнено текстами. Белые тексты на рулонной чёрной бумаге. Огромными, вертикальными свитками тексты свисали со стен, лежали на полу, были прикреплены к металлическим конструкциям. Библейские тексты, советские тексты, мои тексты соединились в единый гипертекст. "Железный путь" - это мои размышления о событиях происходящих в стране, сопоставимых с библейскими событиями. Я разместил в инсталляции свои произведения и произведения художников московского андерграунда: Марлена Шпиндлера, Андрея Гросицкого, Адольфа Гольдмана, Леонида Берлина, Алексея Каменского. Их творческий путь совпадал с моими представлениями о пути истинного художника. Выставку разгромили в августе. После объявления в стране чрезвычайного положения, мне позвонил заведующий отделом культуры Железнодорожного района Москвы: ну, что допрыгался со своими жидами, сказал он. Он имел ввиду Марлена Шпиндлера, Адика Гольдмана, Лёню Берлина. Коля, ты же помогал делать выставку, сказал я. Его ошеломительный ответ: я по службе, а ты по убеждениям. Ну, да, я по убеждениям. Искусство, творчество - это мои убеждения. Ситуация менялась стремительно. И вот уже Ельцин на танке. В дни так называемого путча, мы с Марленом Шпиндлером были на улице, у Большого театра, в гуще событий. Нет, мы не бросались под танки, мы не били стёкла в тролейбусе - мы смотрели. На мои талоны, были такие талоны тогда на продукты питания и алкоголь, мы купили водку, в маленьком магазинчике на первом этаже гостиницы Москва, был такой продуктовый магазинчик. У магазинчика было миниатюрное кафе со столиками на улице. Мы уселись за белый пластиковый столик, достали водку и еду. Жена Марлена предусмотрительно собрала нам пакет с едой. Она была уверена, что нас арестуют. И я так думал, что путч - это как в Чили, и нас арестуют конечно, Марлен думал так же. Рядом за столиком сидела дама в тёмных очках и с рацией. Мальчики! пошли! скомандовала она , при появлении у Большого Театра танков. Это было зрелище. Танки выстроились у Большого, и выдвинулись БэТээРы. Перед ними машина с люлькой на подъёмной лестницы, есть такая машина лампочки менять на уличных столбах. В люльке несколько человек с видеокамерами. Снимали ситуацию. Странно это выглядело! БэТээРы остановились, люки открылись и началось братание противников путча и молодых служивых ребят. Путч закончился вполне опереточно. Мы хорошо выпили и закусили. А инсталляцию "Железный путь" разгромили. Разгромили очень просто - объявили в помещении выставки, в бывшем райкоме партии, ярмарку рабочих вакансий. Тексты лежащие на полу были растоптаны. Людей было невероятно много, они толпились, давились и конечно задевали, роняли картины. Мы через головы передавали картины, что бы вынести их из толпы людей. И так опереточный путч закончился, аэропорты открыты и мы с Майей вылетели в Вашингтон. Я участвовал в выставке и большой программе Вашингтон-Москва. Профессор живописи Рендольф Мичинер организовал серию моих лекций и выставок в США. Тема моих лекций - образное восприятие мира.

Владимир Опара "Железный путь", Москва, 1991 год

Владимир Опара "Чёрная Книга"

"Железный путь", Москва, 1991 год

"Железный путь", Москва, 1991 год

"Железный путь", Москва, 1991 год

"Железный путь", Москва, 1991 год

"Железный путь", Москва, 1991 год

"Железный путь", Москва, 1991 год

"Железный путь", Москва, 1991 год

"Железный путь", Москва, 1991

посты
bottom of page