top of page

4. Эпизод Четвёртый. Слова и Числа. Одинокий Герой. Клаустрофобия.


Владимир Опара "Слова и Числа", Московский музей современного искусства

Остаться в Америке! Был такой план. И в принципе он был осуществим. Наша жизнь в Америке была динамичной и активной. Мы пересекли на машине всю Америку (под Америкой я имею ввиду Соединённые Штаты Америки, Северная Америка). Серия моих выставок и мои лекции в университетах и в Военно-воздушной Академии США назывались "Гластность в искусстве". Название придумали мои американские друзья ещё до моего приезда в США. Они считали, что гластность объявленная Горбачёвым - это, то что изменило СССР и соответственно весь мир. Они в это верили. Я относился к этому скептически, слова "гластность" и "перестройка" мне не нравились, я считал это словоблудием. Образное восприятие мира - вот о чём были мои лекции. В основе был мой личный опыт восприятия мира. Я рассказывал о моих картинах написанных в Сибири (Барнаул, Кемерово, Новокузнецк), на Юге в Гурзуфе (Крым), в Средней Азии (Джамбул), и в Москве (перестройка, Железный путь, путч). Рассказывал о моих мастерских в подвалах, в промышленных зонах и в домах творчества. Мастерских на моём пути было много. Лекции сопровождались слайдами. Распад СССР мы встретили в Колорадо Спрингс, штат Колорадо. В это время у меня открылась выставка в Галерее Военно-Воздушной Академии США. Распад СССР это было невероятно! Наша страна стала другой. Мы решили, что не остаёмся в Америке, ведь такие события, Библейские события, происходят в нашей стране, мы должны это видеть, мы должны быть в Москве.

1991, Вашингтон. Андрей Гросицкий, Майя Опара, Владимир Опара

1991, Вашингтон. Майя

1991, Вашингтон, Галерея Фаундри, Ренди Мичинер и Владимир Опара

Колорадо-Спрингс, США, Профессорская Галерея

В 1992 мы с Майей вернулись. У нас в коммуналке на Берзарина было 40 квадратных метра с высокими потолками - это была неплохая мастерская. В 1992 я напряжённо работал, написал несколько картин. "Строительство Башни", "Распятый" - картины купила Третьяковская Галерея. У нас были деньги и в 93 мы купили однокомнатную квартиру и через обмен "квартиры + коммуналка" получили квартиру на Варшавке 70 квадратных метров. Наша квартира с большими окнами и высокими потолками 3,40 стала нашей мастерской. И я начал ещё несколько картин, которые писал очень долго. "Слова и Числа". Эту картину я писал 5 лет. Картина состоит из двух частей, здесь явная отсылка к скрижалям Моисея и в названии так же связь в Библией, с четвёртой книгой Торы - Числа. Но в моих "скрижалях" не 10 заповедей, у меня слова русской Библии: НКВД, Гулаг, Слон, КГБ и Числа. Числа это события, дни и годы рождений и гибели людей в тяжёлые времена выпавшие для нашей страны - 20 век. 52 - год моего рождения, 53 год смерти Сталина. Чисел много. Скорбные числа. 5 лет писать картину - это большой срок. В картине компьютерные платы как образ сегодняшнего дня, как печать памяти. Есть ещё несколько картин на библейские сюжеты, которые я писал больше 10 лет. "Что бы мне прозреть", "Но нашли они камень" - начаты в 1994, закончены в 2009 - 15 лет. "Одинокий герой" - начал в 1993, закончил в 2009. 16 лет. Картины "Арест Иисуса" и "Поцелуй Иуды" - начал в 1992, закончил в 2014. 22 года. Нет, это не значит, что я 22 года, каждый день писал эти картины. С перерывами, конечно. Много раз возвращаясь к этим картинам, пока не сказал сам себе - всё, работа завершена! Работа над картинами была завершена в мастерской в Климентовском переулке с круглыми окнами - 7 круглых окон, куда мы перебрались в марте 1996 года. Клаустрофобия. Клаустрофобия - боязнь замкнутого пространства. Несвобода. Тема проявилась в 1993 во время съёмок в железнодорожном депо Ховрино. Вот мои дневниковые записи того времени: 10 ноября 1993 - Депо Ховрино, Москва. Демонстрирую студентам "Машину для очищения песка", объявленную мной артефактом в апреле 1991 года при подготовки проекта "Железный путь". Студенты - это потому, что я и философ Лёва Зыбайлов руководим мастерской "Интердисциплинарных форм художественной активности" в школе современного искусства "Свободные мастерские". Эта школа теперь в составе Московского Музея Современного Искусства. Следующие записи в дневнике: 19 ноября, Депо Ховрино, продолжаем съёмку. 24 ноября, снимаем, участвуют студенты и Андрей Бартеньев. 26 ноября, Депо Ховрино, работаем, декламации, героические действия, определяется тема Клаустрофобия. 22 декабря. Майя сделала из полиэтилена скафандры и капсулы в форме яйца. Снимаем в Депо Ховрино. 27 декабря. Первый выход на улицы Москвы в прозрачных капсулах в форме яйца. Снимали на Тверской, затем на Красной площади у мавзолея, со стороны исторического музея, затем напротив Спасской башни между башней и Лобным местом. Я снимал с лобного места. Вмешалась милиция. Я успел сделать 8 кадров. 2 января 1994 года, снимаем на улицах Москвы. В январе-феврале работаю со студентами над проектом "Золото и пепел". 25 февраля 1994, открытие выставки "Золото и пепел" в школе современного искусства "Свободные мастерские". 15 марта 1994, 14 фотографий "Очищение песка" и "Клаустрофобия" переданы Третьяковской галерее. 29 марта, готовимся к видеосъёмке перформанса "Клаустрофобия". 10 апреля 1994, был разрешён для публики вход в мавзолей. Съёмка на Красной площади запрещена, при входе осматривают сумки, обыскивают. Снимаем видео у Кремлёвской стены на Васильевском спуске. В это время на Красной площади совершён акт самосожжения. Через несколько часов этот человек скончался. 16 апреля снимаем "Клаустрофобию" на Красной площади. За нами следит милиция и люди в штатском. Видеофильм "Клаустрофобия" был включён в мой следующий выставочный проект "Клаустрофобия цвета". Выставка открылась 19 мая 1994 в Музее Кино. Фильм передан в коллекцию Музея Кино.

Владимир Опара "Одинокий герой", Московский музей современного искусства

Владимир Опара "Чёрная Книга", Клаустрофобия, Москва 1993

Владимир Опара "Чёрная Книга", Клаустрофобия, Москва 1993

Владимир Опара, Клаустрофобия, Москва 1993, Государственная Третьяковская Галерея

Владимир Опара, Клаустрофобия, Москва 1993, Красная площадь. Серия фотографий Клаустрофобия в коллекции Государственной Третьяковской Галереи

посты