top of page

8. Эпизод Восьмой. Депортация

В 2010 году я обращаюсь к теме изгнания людей из родных мест. Видеоинсталляция "Депортация" посвящёна всем насильственно перемещённым в 20 веке в Европе. Библейская история - насильственное переселение народа. Вавилонское пленение. Потеря Родины. Это история Евреев и Поляков, Русских и Немцев, Латышей и Эстонцев. Впервые проект был показан в Германии, в Дрездене, на международной выставке современного искусства OSTRALE'10 в 2010. В видеоинсталляции 4 фильма - брошенные дома, брошенные лодки, заснеженное поле и чёрная вода, движущийся вагон для скота, в котором перевозили людей. В фильме реальные звуки - грохот вагона, крик чаек. На полу проекция фильма в котором камера движется по снегу перемешанному с чёрной землёй к реке с плывущим по ней снегом. В чёрной воде отражение лодки. В фильмах нет людей, эту роль исполняют зрители, они свидетели и участники. Важным дополнением в образный ряд были разбросанные вдоль стен и на полу реальные предметы: детские тряпичные куклы, железные кровати, столы с керосиновыми лампами, книги перевязанные верёвками, засохшие цветы, железные тарелки, чемоданы, повозка с домашними вещами. Видеоинсталляция “Депортация” площадью 270 квадратных метров размещалась в бывшей скотобойне, в своё время самой большой в Европе. Скотобойня не была разрушена во время жестокой бомбардировки города американской и английской авиацией в феврале 1945 года, но превратила город и жителей в пепел. Это страшное событие описано в романе Курта Вонегута "Бойня №5 или крестовый поход детей", Курт Вонегут был тогда, в феврале 45, американским пленным солдатом, и находился вместе с другими пленными в дрезденской скотобойне. И в 2010 году, через 65 лет, в этом месте размесместилась видео инсталляция "Депортация". Фильмы для инсталляции я снимал в Латвии, Чехии, Германии, России. Майя сделала монтаж фильмов и написала саундтрек. Идея сделать инсталляцию "Депортация" появилась во время моей выставки в Риге в 2009 году. В 2009 году у меня было две значительных выставки. На Кузнецком 20 - "35 лет творческой деятельности", и в Риге, в галерее Ольги Хлебниковой - "Библейская история: лодки и паровозы". Выставка в галерее Ольги Хлебниковой в Риге. Ты не обижайся, на открытие выставки будет мало зрителей. Ты из Москвы. Не обижусь, сказал я. За день до открытия, во время монтажа, пришла Джемма Скулме, известный старейший художник, выставка ей понравилась. Сказала, что не может быть на открытии, завтра уезжает. Возможно Джемма кому-то сказала, кому-то позвонила, но людей на открытии было много. Очень доброжелательная обстановка. Пришли сотрудники Латвийского национального художественного музея. Теперь две композиции собственность Латвийского музея. Ко мне подошла Сайла, сотрудник галереи и сказала, я знаю про что твоя выставка - это про нас, нас депортировали - это железная дорога, а лодки остались - это наша родина. Эта ощущение возникло у Сайлы ещё и потому, что выставка сопровождалась саундтреком - звуки железной дороги, шум воды. Саундтрек для выставки написала Майя. Депортация. Я стал думать над этим. Библейская история. И здесь же в Латвии я снял на видео первые заброшенные дома, одинокие лодки. Инсталляция в Дрездене размещалась в скотобойне, в пространстве явно непредназначенном для людей и могло использоваться как временное убежище лишь в экстремальной ситуации. Война, беженцы... Скотобойня. Это работало на идею инсталляции, усиливало её образ. Люди были скотом, безропотным скотом который гнали на убой. Инсталляцию "Депортация" я показывал в Московском Музее Современного Искусства в 2017, через 7 лет после Дрезденской выставки. Фильмы инсталляции в Дрездене проецировались на стены скотобойни, много раз покрашенные, с уцелевшими фрагментами покраски-побелки-штукатурки, фильмы специально были сделаны практически монохромными, и цвет им давали стены, похожие на разрушенные фрески. Стены в Московском музее были в отличном состоянии, и при проекции на такие стены фильмы теряли главное - они теряли цвет и образ события. Поэтому передо мной стояла задача превратить стены музея в стены скотобойни. И это было сделано. Имитация облупленной, с отвалившимися фрагментами краски и штукатурки, стены, имела глубину от 2 до 6 сантиметров, со свисающими обрывками штукатурки - это давало фильмам не только цвет, но и стереоэффект. Фильм с заснеженым полем, проецировался на пол, покрытый рифлёной белой тканью и редкой мешковиной. Проекция на эту поверхность давала полное ощущение снега перемешанного с землёй. Инсталляция в Московском Музее Современного Искусства отличалась от инсталляции в Дрездене масштабами - 270 квадратных метров в Дрездене и 54 в Московском музее. Но впечатление от инсталляции "Депортация" в Москве поддерживалось общей экспозицией выставки разполагающейся на двух этажах, рядом была видео инсталляции "Память", "Чёрная Книга" и "Линия горизонта". Зритель мог одновременно видеть "Чёрную Книгу" и "Депортацию" - связь между этими видеоинсталляциями и объектами была очевидной. Все мои объекты, видеоинсталляции, картины связаны между собой и объеденены в единое целое и являются для меня продолжением библейской истории.

Владимир Опара. "Депортация", 2010, международная выставка современного искусства OSTRALE, Дрезден, Германия

Владимир Опара. "Депортация", 2010, международная выставка современного искусства OSTRALE, Дрезден, Германия

Владимир Опара. "Депортация", 2010, международная выставка современного искусства OSTRALE, Дрезден, Германия

Владимир Опара. "Депортация", 2010, международная выставка современного искусства OSTRALE, Дрезден, Германия

Владимир Опара. "Депортация", 2010, международная выставка современного искусства OSTRALE, Дрезден, Германия

Владимир Опара. "Депортация", 2010, международная выставка современного искусства OSTRALE, Дрезден, Германия

Владимир Опара. "Депортация", 2010, международная выставка современного искусства OSTRALE, Дрезден, Германия

Владимир Опара. "Депортация", 2010, международная выставка современного искусства OSTRALE, Дрезден, Германия

посты
bottom of page