top of page

Традиционализм и шизореализм

2 ТРАДИЦИОНАЛИСТА И 1 ШИЗОРЕАЛИСТ В ДОМЕ 100

Владимир Опара. Автопортрет. 70 Х 90, холст, масло, 1989, частная коллекция, Лондон

Это история выставки "2 традиционалиста и 1 шизореалист в доме 100", это история выставочного зала "Дом 100", это история искусства нашей страны и история жизни участников выставки. Выставка открылась 24 мая 1990 года в Московском выставочном зале "Дом 100". Марина Бушуева была в то время директором выставочного зала "Дом 100", сейчас она руководитель Объединения выставочных залов Москвы; Майя Опара, Майя принимала активное участие в создании выставки, сейчас известный медиа-художник, создатель и участник арт проектов в Москве и Европе; Владимир Опара, Сергей Москвин, Электрон (Олег Ермолаев-Грунденталлер) - художники, участники выставки. Выставка была значительным событием в жизни художников и повлияла на дальнейшие события: Москвин уехал и теперь живёт в Париже, Электрон уехал в Голландию, мы с Майей уехали в Соединённые Штаты Америки, затем вернулись в Москву и приняли активное участие в художественной жизни Москвы, с 2012 мы живём и работаем в Москве и Голландии. Марина Бушуева продолжила работать в выставочном зале "Дом 100" и превратила его в один из лучших в Москве, выставочный зал сейчас называться "Беляево" и входит в Объединение Выставочных Залов Москвы.

Владимир Опара. ИСТОРИЯ ТРАДИЦИОНАЛИЗМА И ШИЗОРЕАЛИЗМА

Владимир Опара. Царь Давид, скорбная Родина мать Германия и хор имени Джотто, холст, масло, 160 Х 220, 1989

Меня, Сергея Москвина и Электрона в то время, конец 80-х, 1990, объединяло то, что мы жили в Новокузнецке (бывший город Сталинск), и то, что мы искали для себя новые возможности, нас подталкивало и то, что мы плохо вписывались в поздний соцреализм и местную художественную жизнь. Я вынужден был уехать из родного города Барнаула от неприятностей, возникших в связи с неприятием соцреализма и отказом вступить в КПСС, куда меня рекомендовал Крайком комсомола как активного молодого художника и руководителя комсомольской организации местного отделения союза художников. И я уехал вначале в Кемерово, а затем в Новокузнецк, где благодаря друзьям-художникам, получил новую мастерскую в центре города. Сергей Москвин приехал в Новокузнецк по распределению, после окончания художественного института (дизайнер). Электрон родился в Новокузнецке, был радикально настроен и существовал в области контркультуры. Идея сделать выставку в Москве принадлежала Москвину. Эту идею поддержала директор выставочного зала Марина Бушуева. Название выставки придумал я. Флаг и эмблему "традиционализм-шизореализм" для выставки сделала Майя Опара.

Майя Опара сделала знак выставки. Традиционализм при повороте превращался в шизореализм

Важным явилось то, что директор выставочного зала, Марина Бушуева, была ориентирована на современное искусство в ярких, и даже радикальных формах его проявления. Выставочный зал "Дом 100" был необычным, в нём сформировался круг художников: Валентин Хрущ, Катя Медведева и другие. В Доме 100 постоянно бывал любитель искусства и коллекционер Володя Цурко. Марина поддерживала художников, разрешала работать в подвале выставочного зала. В общем место было уникальным. Выставка "2 традиционалиста и 1 шизореалист в Доме 100" открылась 24 мая 1990, получилась яркой, заметной, постоянно были репортажи в Московском комсомольце и других СМИ. Я сделал во время выставки несколько инсталляций: "Самоубийство пролетариата", "Депутаты ведут дебаты". СМИ о выставке:

1. "2 традиционалиста и 1 шизореалист в Доме 100". Досуг в Москве, 22 мая 1990

2. "один шизореалист". Вечерняя Москва, 1 июня 1990

3. "Шизовая неясность". Московский комсомолец, № 136, 15 июня 1990

4. и другие короткие публикации в Московском комсомольце

Владимир Опара. Депутаты ведут дебаты. 1989. Под картинами лежит ботинок сталевара и на белой ткани лежат серпы.

Мы решили не возвращаться в Новокузнецк. Нас вдохновляла художественная жизнь Москвы и не пугали трудности переезда. На выставку пришли сотрудники Третьяковсковской Галереи, Женя Нутович. Я уже собрался подарить Жене картину "Поцелуй Иуды", но меня остановила Маша Валяева, возможно картину приобретёт Третьяковская Галерея. И действительно мою картину "Поцелуй Иуды" купила Третьяковка!, у нас с Майей появились деньги на переезд! Мне было жаль оставлять прекрасную мастерскую в Новокузнецке, два окна 5 Х 6 метров, два рабочих зала по 40 метров, комната для отдыха, лоджия 16 метров. Но выбор был сделан, мы с Майей переехали в Москву. Мы включились в невероятно активную, интересную жизнь Москвы, познакомились и подружились с Копачёвым, директором выставочного зала Арбат (сегодня это Галерея А-3), галерея "Марс" Константина Худякова пригласила меня участвовать на выставке московских художников. В августе 1990, в выставочном зале Арбат, состоялась моя первая персональная выставка в Москве. Коллекционеры купили несколько моих картин и мы сняли квартиру в доме Желтовского, напротив Смоленского гастронома.

Владимир Опара. Поцелуй Иуды. холст, масло, 125 Х 150, 1989. Государственная Третьяковская Галерея

Электрон "потерял" свой СССРовский паспорт во дворе Галереи А-3, как выяснилось потом, специально, и отправился в Нидерланды. Москвин некоторое время жил в Москве, потом познакомился с французской журналисткой и уехал в Париж. Мы с Майей, после августовского путча улетели в Соединённые Штаты, где у меня были лекции в университетах и много выставок. Выставки и лекции организовал Рэнди Мичинер. Сейчас Москвин живёт в Париже, насколько мне известно, занимается туристическим бизнесом. Мы были несколько раз в Париже, но не смогли найти контакты с Серёжей. Мы с Майей Опара живём и работаем в Москве и Голландии, я член ассоциации Голландских художников Pulchri Studio, мы показывают наши проекты в Европе и России. Электрон ведёт сложный образ жизни, его художественный метод остался прежним - эпатаж, провокация, наркотическое сознание. Электрон бывает в Новокузнецке, живёт в Нидерландах. По его просьбе, несколько лет тому назад, мы организовали его персональную выставку в Галерее А-3. Я созвонился с ним некоторое время тому назад, когда он был в Новокузнецке. Электрон сказал, что перенёс инсульт и чувствует себя плохо. Это последнее, что я знаю о нём. В коллекции Галереи А-3 есть работы Электрона, и в нашей коллекции есть несколько его работ.

В Новокузнецке есть Интернет-проект 400 знаменитых Новокузнечан. Электрон и я есть на этом ресурсе. https://xn--400-eddplucwdhb0e2b.xn--p1ai/persons/239-opara.html

Марина Бушуева руководила выставочным залом "Дом 100", ставшим впоследствии выставочным залом "Беляево", 16 лет. В 2016 году Марина стала директором Объединения выставочных залов Москвы.

Электрон. 1989, холст, масло, коллекция Владимира и Майи Опара

Текст о выставке. Афанасий Пушкарь - это вымышленный персонаж. Я иногда использовал это имя.

один из вариантов флага Традиционализм-Шизореализм

черновик письма Эдуарду Зеленину в Париж

листок из дневника

приглашение на выставку. В приглашении почему-то сократили название выставки и участников написали без имён

сценарий и раскадровка фильма о выставке лист 1

сценарий и раскадровка фильма о выставке лист 2

сценарий и раскадровка фильма о выставке лист 3. Где фильм я не знаю. Пересматривая архивы в июне-июле в нашей квартире (давно собирались это сделать) я нашёл много видео кассет разного формата. Что бы их посмотреть нужно найти оборудование тех лет. Ищу...

Вспоминая выставку "2 традиционалиста и 1 шизореалист в доме 100" я вижу её масштабность, я помню наше стремление к изменениям, я помню это прекрасное время. Я помню погоду 1990 в Москве. Было тепло, короткие сильные летние дожди.

В Новокузнецке есть Интернет-проект 400 знаменитых Новокузнечан. Электрон и я есть на этом ресурсе. https://xn--400-eddplucwdhb0e2b.xn--p1ai/persons/239-opara.html

посты
bottom of page