top of page
Кафе Баликчилар Каквеси в порту Гюндоган. 18 июня 2024, холст, акрил, 80х110 см

Цвет это частицы ярости солнца из которых я создаю картины. Ярость солнца и сила ветра, взаимодействие бесконечного неба и огромной поверхности моря, ультрамарин неба, церулеум моря, розовая дымка горизонта, жёлтые-оранжевые-фиолетовые-красные цветы, ослепительно белые яхты - вот сюжеты моих картин.

Владимир Опара

под НЕБЕСАМИ

ЖИВОПИСЬ
Дневник арт путешествий

Куратор 

Владимир Назанский

logo_NS.PNG

Галерея Новое Пространство
Самарская областная универсальная научная библиотека​

 

Открытие 4 октября в 18:00
Выставка работает с 4 октября по 3 ноября 2024 г.

Ср-Сб: 10.00 - 20.00

Вс, Вт: 10.00 - 18.00

Понедельник - выходной
 

Адрес:  Самара, проспект Ленина 14А

 

ПРАЗДНИК, КОТОРЫЙ ВСЕГДА С ТОБОЙ
 

Владимир Опара – московский художник сибирского происхождения (Барнаул), папа сибиряк, мама родилась в Баку, бабушка Анна Литовар – в Боржоми, дед поляк, живший в Тифлисе. В художнике причудливо переплелись польские и евразийские гены, его энергичные предки поменяли немало локаций на бескрайних просторах Российской Империи. Подвижность, буквальная и внутренняя, у Владимира в генах. Несмотря на чудесную, возле Третьяковки, мастерскую, из круглых окон которой можно до бесконечности смотреть на старую Москву, он нередко отправляется в путь. Владимир и Майя Опара исколесили многие тысячи километров по Америке, Европе, России, Кавказу, а в 2023 и 2024 совершили путешествие в Грузию, Армению и Турцию. Перемещаются они обычно на своей машине, в которую вмещается все необходимое – этюдник, краски, холсты, картоны, кисти, карандаши, компьютер, видеокамера, фотоаппарат, мультиварка, карты дорог (на случай плохой связи). Очередные места ночлега бронируют в дороге, а дорога ведёт к морю. Лучшее из морей, конечно же, Средиземное. Сюда – к солнцу, воде, кораблям, горам, маленьким городкам с черепичными крышами, во все времена стремились художники из более северных земель. Как не вспомнить, что в небольшом средиземноморском французском городке Кольюре, возле самой испанской границы, Матисс и Дерен в 1905 придумали фовизм, заставивший многие поколения художников открыть для себя обаяние и энергию цвета, почувствовать его первобытную силу и покой. Самая удивительная часть Средиземноморья – Эгейское море, колыбель европейской цивилизации. Несколько лет назад Опара открыл для себя его восточные Малоазийские берега. Здесь, где родилась древнегреческая философия, а спустя века жил Николай Мирликийский, ныне Турция. Земля хранит память места. Те же горы спускаются к морю, как и тысячи лет назад, в тех же заливах видны мачты кораблей. Вдоль берегов уютные городки с черепичными крышами. Глядя издали, не отличишь их от таких же городков во Франции, Италии, Испании, Хорватии – та же средиземноморская культура, тот же колорит, ощущение покоя и желание спрятаться в тень. Увлечённый живописью, Опара не прячется в тень, стоит в широкополой соломенной шляпе на солнцепёке, пишет с натуры небо, холмы, залив, корабли, теснящиеся у моря дома. Все представленные на выставке работы написаны на пленэре в самом прямом смысле этого слова. Художник пишет прежде всего цвет, избегая избыточных подробностей натуры. Как и у фовистов, упрощение формы и тяготение к плоскостности позволяет передавать цветовую сущность пейзажа, соразмерную чувствам смотрящего, превращать прозу буквального зрения в поэзию визуального. О поэзии говорят и ритмы и рифмы линий, форм, цветовых пятен. А в основе лежит радость прямого переживания и приятия мира без парадоксов, деконструкций, иронии и симулякров постмодернизма, которому художник заплатил немалую дань в 90-е и нулевые годы. Владимир Опара – заметная фигура московской художественной жизни, его работы представлены в коллекции Третьяковской галереи, Русского музея, ГМИИ Пушкина, Московского музея современного искусства, Латвийского национального музея. Многие годы он был связан с известной галереей А-3 на Арбате, а несколько лет назад его большая персональная выставка прошла в Московском музее современного искусства. К выставке был издан альбом. Но с годами, как писал Б. Л. Пастернак: «Нельзя не впасть к концу как в ересь в неслыханную простоту». И Владимир вернулся к тому с чего когда-то начинал – к простому эмоциональному переживанию мира и его выражению через колорит. Ежедневная работа с цветом, с энергиями – эта та «радость, которая всегда с тобой», та внутренняя радость творчества, о которой когда-то писал в Париже молодой Хемингуэй. Это то базовое состояние, которое никогда не устареет. Это чувствовал каждый в ком хоть однажды включались эти генераторы счастья.

На выставке “под Небесами” в галерее Новое Пространство представлены стилистически единые три группы работ – русские монастыри, Абхазия и города малоазийского побережья Средиземного и Эгейского моря – Каш (Антифеллос), Фетхие (античный Телмесс), Мармарис (Фискос), Бодрум (древний Галикарнас). Большинство работ выполнены в этом году и экспонируются впервые. Можно сказать, что в Самаре проходит их премьера. Частью выставки являются и авторские видео, рассказывающие о дороге, о путешествии, о работе, о том, как рождался этот проект. Видео позволяют заглянуть за кулисы выставки, за кулисы картины, увидеть её не как изделие, не как предмет, а как процесс жизни и творчества художника.

Жизнь художника, да и любого человека – это дорога, это путешествие в поисках счастья. 
Об этом и эта выставка. Владимир Опара делится своим опытом.

Куратор  
Владимир Назанский  

bottom of page