top of page

2. Эпизод Второй. Царь Соломон, скорбная Родина-мать и хор имени Джотто

В 1984 я переехал в Новокузнецк, где только что построили новые мастерские для художников. Огромное окно 5 х 6 метров выходящее на север! Отличная мастерская для живописи! На антресолях я устроил библиотеку и спальню! В мастерской кухня, душ, туалет. После рабочего общежития и мастерской "бывшая раздевалка" в брошенной школе в химической промышленной зоне у меня теперь настоящая мастерская художника! Я был счастлив.

Владимир Опара "Чёрная Книга", "Царь Давид, скорбная Родина-мать и хор имени Джотто"

В 1989 в моих картинах впервые появились сюжеты из Библии: "Поцелуй Иуды" и "Царь Давид", полное название картины "Царь Давид, скорбная Родина Мать и хор имени Джотто". Картина "Поцелуй Иуды" была показана на выставке "2 традиционалиста и один шизореалист в Доме 100" в мае-июне 1990 года в московском выставочном зале ДОМ 100. Сейчас этот зал называется "Беляево". На выставку пришли известные коллекционеры и сотрудники Третьяковской Галереи. "Поцелуй Иуды" заметили, и картина была приобретена Третьяковской Галереей. Картина "Царь Давид" была написана на заказ. У меня был заказ на 4 картины для Новокузнецкого алюминиевого завода. Тема картин - музыка. Я написал 4 картины. Пришедший Новокузнецкий художественный совет, я в это время работал в Новокузнецком художественном фонде, терпимо отнёсся к трём картинам, картину с "Царём Давидом" не принял. Один из членов совета, спросил - это царь Берендей? (это центральная фигура картины), нет, сказал я - "царь Давид". Прототипом была деревянная скульптура Царя Давида из Смоленского музея. А справа кто?, спросил другой, Скорбная Родина Мать, ответил я. Прототипом послужила "О, скорбная Родина-мать Германия" Кремера. Ну, а слева? Слева хор монахов имени Джотто, сказал я, и добавил, заказчик не возражает. Не помогло, картину худ. совет не принял. Я полетел в Москву в художественный фонд РСФСР опротестововать решение худ. совета. "Царь Давид" какое-то время висел в Новокузнецком доме творческих союзов, затем картину, через несколько лет, мои друзья переслали в Москву, теперь картина в моей московской студии. В 1990 году я и Майя переехали в Москву. Я продолжал писать картины с Библейскими сюжетами. "Каин и Авель", 1990, частная коллекция, "Строительство башни" (1992) и "Распятый" (1992) были приобретены Третьяковской Галереей. В картине "Распятый" это не Иисус Христос, это человек, распятый между двумя башнями построенными из гордыни. Строительство Вавилонской башни. У меня несколько картин на эту тему. Ветхозаветный сюжет очень точно описывал события происходившие в нашей стране в 90-ые - желание построить башню счастья высотою до небес, при полном непонимании, нежелании понимать друг-друга... смешение языков, люди перестали говорить на одном языке... хаос, взаимные претензии, ненависть... ложь и подмена понятий. Моя картина с библейским сюжетом "Послание въезжающему в Иерусалим..." была экспонирована на выставке "Абстракция в России. ХХ век" в Государственном Русском Музее, Санкт-Петербург. Несколько картин из этой серии собственность Русского Музея. С 1990 года были написаны серии картин на холстах и бумаге на Библейские сюжеты: "В начале было слово", "Иерусалим", "Молитва", "Молитва по убиенным", "Слова и Числа", "Одинокий герой" - вот названия моих картин. В Московском Музее Современного Искусства 7 моих картин на Библейские сюжеты. Но не только в картинах были Библейские сюжеты. В 1991 году я создал инсталляцию "Железный путь" - 900 квадратных метров металла.

Владимир Опара "Царь Давид, скорбная Родина-мать и хор имени Джотто"

Владимир Опара "Поцелуй Иуды", 1989, Государственная Третьяковская Галерея

посты
bottom of page